Проведение реформ на Кубани в 1860-1880-е годы

Административно-территориальные преобразования. 8 февраля 1860 г. на Кавказе были образованы две новые административно-территориальные единицы: Кубанская и Терская области. В состав Кубанской области вошли территории Черноморского казачьего войска, Старой линии (северо-восточная часть края от устья реки Лабы до границы со Ставропольской губернией) и Закубанье. Граничила она с Областью Войска Донского на севере, со Ставропольской губернией и Терской областью на востоке и юго-востоке; площадь области составила свыше 81 тысячи квадратных километров. Осенью того же года Черноморское казачье войско было объединено с бригадами Кавказского линейного войска. Новое образование стало называться Кубанским казачьим войском. Военная и гражданская власти объединялись: наказной атаман Кубанского казачьего войска являлся и начальником Кубанской области.

На Кубани в это время проживало около 600 тысяч человек. Менее всего было заселено Закубанье, так как более полумиллиона горцев в итоге Кавказской войны эмигрировали в Турцию. Еще до завершения войны правительство начинает проводить мероприятия по заселению этой территории, в частности, раздает участки земли собирающимся осесть здесь казакам и офицерам. В 1862 г. издается «Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России», в ходе реализации которого сюда прибыло около 9 тысяч семей.

В 1866 г. император Александр II утвердил «Положение о заселении Черноморского округа». Переселенцы, среди которых были не только русские, но и молдаване, грузины, эстонцы, а также выходцы из других стран: турецкоподданные греки и армяне, чехи, - пользовались различными льготами. Но в целом заселение округа сопровождалось большими сложностями и долгое время шло низкими темпами.

Приток переселенцев в Кубанскую область резко усилился после принятия Государственным советом в 1868 г. положения, разрешавшего селиться и приобретать недвижимую собственность на землях казачьих войск лицам невойскового сословия (без испрашивания согласия войскового начальства и станичных обществ).

С образованием Кубанской области и Черноморского округа существенно меняется административно-территориальное деление и управление краем. На землях бывшей Черномории сохраняются прежние три округа: Екатеринодарский, Ейский и Таманский. Территория же бывшего Линейного войска распределяется между шестью бригадами и шестью полками (причем некоторые станицы третьей и четвертой бригад находились в пределах Ставропольской губернии). В целом это создавало некоторую путаницу в системе управления.

В Закубанье, заселенном горцами, создается система военно-народных округов. Сначала их было три: Верхнекубанский, Бжедуховский, Абадзехский, а с 1866 г. - пять: Псекупский, Лабинский, Урупский, Зеленчукский и Эльборусский. Военно-народное управление было создано с целью постепенной интеграции горского населения в систему российского административно-территориального управления и рассматривалось как переходная мера. Военно-народные округа просуществовали до 1871 г., когда в горских землях было введено гражданское управление.

В 1869 г. издается указ «О преобразовании административных учреждений в Кубанской и Терской областях», согласно которому Кубанская область подразделялась на пять уездов: Баталпашинский (с центром в станице Баталпашинской), Ейский (с центром в г. Ейске), Темрюкский (центр - г. Темрюк), Екатеринодарский (г. Екатеринодар становится центром уезда и области), Майкопский (с центром в Майкопе, который был преобразован из укрепления в город).

В 1876 г. в Кубанской области было учреждено два новых уезда: Закубанский и Кавказский. Их центрами стали поселок Горячий Ключ и селение Армавир соответственно. В 1888 г. вместо семи уездов в Кубанской области учреждается семь отделов: Ейский, Темрюкский, Екатеринодарский, Майкопский, Лабинский, Кавказский и Баталпашинский. Это было не гражданское, а военно-казачье административное устройство. Во главе отделов стояли атаманы, подчиненные непосредственно наказному атаману Кубанского казачьего войска.

Буржуазные реформы 1860-1870-х годов. Период масштабных административно-территориальных преобразований на Кубани совпал с проведением в стране целого ряда важнейших реформ, начало которым положило величайшее событие в истории России: 19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право. Личную свободу получили миллионы крестьян. Несмотря на свою ограниченность (введение временнообязанного состояния, выкупные платежи, растянувшиеся на десятилетия), крестьянская реформа знаменовала начало новой эпохи в истории страны - эпохи буржуазного развития.

На Кубани крепостных среди представителей славянского населения было немного, их освобождение юридически оформили к 1863 г., всего было учтено 1064 человека. Отмена же крепостного права среди горского населения затянулась на несколько лет. Только в 1868 г. было официально объявлено об освобождении горских крестьян Кубанской области (16 500 человек).

Освобождение крестьян в России вызвало цепную реакцию реформ, самой радикальной из которых стала судебная (1864 г.). В результате ее проведения было произведено резкое упрощение системы судопроизводства, сокращено число судебных инстанций; суд стал бессословным, гласным, состязательным; полиция лишалась функции предварительного расследования. Создавалась единая для всей страны апелляционная инстанция - уголовно-кассационный и гражданско-кассационный департаменты Сената. Исключительное общественное значение имели институты присяжных заседателей и адвокатуры.

Судьи и судебные следователи были несменяемы. Вынесение приговора стало исключительным правом суда, административные власти в этот процесс вмешиваться не могли. Только суд определял наказание за совершенное преступление. На Кавказе реформа была проведена в 1866 г. Для Кубанской области и Черноморской губернии окружной суд создавался в Екатеринодаре, а судебная палата - в Тифлисе. Но сами судебные уставы вводились здесь с существенными ограничениями: мировые судьи назначались, а не избирались, были установлены ограничения для суда присяжных.

В горских округах Кубани судебная реформа проводилась особым образом. Здесь создавались горские словесные суды. Судопроизводство велось по адатам (обычному праву) и шариату (мусульманскому праву). Нормы адатов, различные у отдельных племен, сводились в единую систему, причем осуществлялась их постепенная трансформация с целью приближения к общегосударственной правовой системе. Словесные суды рассматривали только споры между горцами и те ситуации, в которых горцы выступали ответчиками.

Здесь разбирались такие преступления, как «умыкание» (похищение женщин), убийство, нанесение увечий, воровство. Воровство каралось штрафом, повторное - двойным штрафом, а за совершение воровства в третий раз следовала административная ссылка, как и за убийство. Горский словесный суд можно считать своеобразной аналогией мирового суда, т. к. три его депутата избирались; с другой стороны, такие суды не были свободны от вмешательства администрации, представитель которой также включался в состав депутатов.

В 1864 г. в России началось проведение земской реформы. Земские учреждения создавались для руководства местным хозяйством, просвещением, здравоохранением. Они являлись выборными органами. Избиратели делились на три курии: уездные землевладельцы, городская и крестьянская курии (причем для участия в выборах от первых двух курий требовался определенный имущественный уровень, а выборы по третьей курии являлись многоступенчатыми). Несмотря на свою ограниченность, земская реформа сыграла важную роль, позволив частично решить проблемы здравоохранения и просвещения в российской деревне. Но на Кавказ, в том числе и на Кубанскую область, этот закон не распространялся, хотя при разделении области на уезды в 1869 г. и предпринималась попытка ввести отдельные элементы земских структур.

Большую роль в развитии региона сыграла реформа городского самоуправления. Вместо сословных шестигласных дум, утвержденных еще Екатериной II, вводились всесословные, представительство в которых основывалось на принципе единого избирательного ценза. Думы избирались на четыре года. Исполнительным органом городского самоуправления становилась городская управа, избираемая гласными дум. Городской голова одновременно возглавлял и думу и управу. В компетенцию городского самоуправления входило руководство местным хозяйством, решение вопросов благоустройства и развития транспорта, здравоохранения, пожарной безопасности. Частично на средства города содержалась городская полиция.

Выборы гласных (депутатов) проходили по трем куриям (разрядам), каждая из которых избирала равное число гласных. Разряды выделялись в соответствии с суммой уплачиваемых жителями городских налогов: в первый входили крупные налогоплательщики, во второй - средние, в третий - мелкие. Члены каждой курии в целом уплачивали по одной трети общей суммы городских налогов. Неплательщики городских налогов и те, кто не владел недвижимым имуществом, к участию в выборах не допускались. В большинстве своем это были рабочие и мелкие служащие. Таким образом, выборы в городские думы не являлись всеобщими и равными.

В Кубанской области реализация городской реформы началась с существенным запозданием - в 1874 г. Первыми городское самоуправление по новому Городовому положению ввели Ейск, Екатеринодар, Темрюк, затем Майкоп и Новороссийск. В областном центре выборы в думу состоялись весной 1874 г. Избрано было 72 гласных, а городским головой стал потомственный почетный гражданин П.И. Якунинский.

Кубанские казаки XIX в.

Последней из крупных буржуазных реформ 1860-1870-х годов стала военная (1874 г.). Была введена всеобщая воинская повинность, рекрутский набор отменялся, срок службы сокращался до шести лет в пехоте и до семи на флоте. Военная реформа на Кубани распространялась на представителей невойсковых сословий, причем горское население вместо воинской повинности выплачивало специальный налог. Некоторые изменения коснулись и порядка прохождения службы казаками. В 1882 г. были приняты «Положения о военной службе казаков Кубанского и Терского казачьих войск», согласно которым служилый состав войска делился на три разряда: приготовительный (в котором казаки находились три года), строевой (в общей сложности на действительной службе и на льготе - двенадцать лет) и запасной (пять лет). Общий срок службы составлял двадцать лет (вместо прежней бессрочной службы).

Реформы 1860 - 1870-х годов имели огромное значение для страны. Они заложили основу для развития капиталистических отношений. Но стремление правительства сохранить самодержавный строй предопределило их ограниченность. Реформы не смогли устранить коренных противоречий в общественном развитии.